Дистанционное обучение Ставрополь

28.09.2020

Дистанционное обучение: преимущества и недостатки. Новый этап в образовании

В последнее время стремительно возросла популярность дистанционного обучения. Сама идея получения образования на расстоянии не нова.

«Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята ещё Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввёл в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования».

Конечно, это не было тем дистанционным обучением, которое мы знаем сегодня. Пройдя в своём развитии несколько этапов, в начале двадцать первого века оно совершает огромный прорыв. Это прежде всего связано с тем, что становятся широко доступны персональные компьютеры и глобальная сеть Интернет и появилась «возможность предоставления доступа к учебному контенту практически из любой точки мира».

В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования. И если сначала дистанционное обучение получило распространение в высших учебных заведениях, то на данный момент дистанционные образовательные технологии всё активнее внедряются в школах, в том числе используются и при организации учебного процесса в начальных классах. Но технический прогресс не стоит на месте, а развивается большими темпами, поэтому не исключено, что уже в ближайшие годы дистанционное обучение поднимется на новый, кардинально отличающийся от существующего сейчас, уровень.

Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение».

В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводятся следующие определения:

 

• Дистанционное образование – «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)».

• Дистанционное обучение – «новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации».

В законе «Об образовании Российской Федерации» под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»

Из этого множества определений наиболее точным считается следующее:

Таким образом дистанционное обучение представляет собой «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объёма изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».

1. Нормативно-правовая база

Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ «Об образовании». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 4 апреля 2014 года.

Согласно статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

В соответствии со статьёй 32 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

При этом в образовательных учреждениях, реализующих дистанционное обучения, должен быть определённый пакет документов, регламентирующих данную деятельность.

К ним относятся:

 документы федерального, муниципального уровня по организации дистанционного образования;

 приказ ОУ о назначении ответственного лица за организацию работы в проекте;

 приказ ОУ о назначении преподавателей (педагогов-предметников), работающих в проекте «Дистанционное образование»;

 приказ на детей, участвующих в проекте;

 база данных на детей и педагогов, работающих с ними;

 программно-методическое обеспечение;

 календарно-тематическое планирование педагогов, работающих в проекте;

 локальный акт ОУ по организации и осуществлению дистанционного образования в учреждении;

 функциональные обязанности педагогов-кураторов;

 должностная инструкция преподавателя;

 договор на организацию обучения посредством дистанционных технологий с применением средств компьютерной техники и связи;

 пакет документов на обучающегося (заявление родителей, учебный план, расписание занятий).

2. Материально-техническое обеспечение

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» «при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся».

Таким образом, «в зависимости от принятой дистанционной образовательной технологии образовательному учреждению необходимо располагать набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами. Все помещения и рабочие места должны соответствовать установленным требованиям».

3. Организация взаимодействия между обучающимися и преподавателями

Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для организации взаимодействия обучающегося и преподавателя. Наиболее широкое распространение получили следующие:

Электронная почта. Преимущество заключается в том, что обучающийся может выполнять задание в удобное для него время, используя все необходимые ресурсы. Недостаток же в том, что преподаватель не может в реальном времени «сопровождать» и «направлять» учащегося.

Использование программы «Скайп» (Skype), позволяющей общаться через сеть интернет по всему миру. В этом случае преподаватель может давать необходимую консультацию непосредственно в процессе выполнения работы, обсуждать с обучающимся ход её выполнения, полученные результаты, вносить необходимые поправки. Сложности возникают с визуализацией работы учащегося, так как это происходит либо через веб-камеру, а качество сигнала не всегда позволяет это сделать, либо через электронную почту, что опять же приводит к «растянутости» во времени.

Гугл-документы. Данный ресурс можно использовать и при работе с документами, и с презентациями, и с таблицами. При этом доступ к ним может быть одновременным, т.е. преподаватель «видит», как обучающийся выполняет задание, может корректировать его работу. Недостаток данного ресурса в том, что есть ряд стран, которые ограничивают работу данного браузера и использование его ресурсов становиться невозможным.

Moodle – система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда, которая представляет собой веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. «Задания могут решаться как в специальных тетрадях, так и на личной страничке, открытой в веб браузере на компьютере у обучающегося. Личная страничка отображает содержимое веб сайта, например, созданного в специальной системе управления обучением «Moodle». На этой страничке обучающийся, пройдя авторизацию, может выбрать предмет обучения, посмотреть задания, отправить их на проверку, посмотреть вспомогательные материалы и т.д. В свою очередь, этот веб сайт размещаются точно так же, как и миллионы обычных веб сайтов интернета, на сервере, специально выделенном или виртуальном хостинге. Соответственно, преподаватель имеет свой уровень доступа к системе и имеет несколько более широкие возможности, по сравнению с обучающимися. Может создавать и корректировать содержимое учебных курсов, просматривать задания и т.д. Тестовые задания, как правило, проверяются сразу в автоматическом режиме. А результаты учёбы заносятся программой и преподавателем в электронный журнал».

Возможно также использование различных чатов, блогов, форумов, видеоконференций и т.д.

При выборе средства организации взаимодействия с обучающимся преподаватель прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями.

4. Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Дистанционное обучение имеет ряд неоспоримых преимуществ.

 Персонификация обучения. Обучающийся сам или с помощью родителей, преподавателя может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала. При этом не регламентируется время выполнения задания.

 «Дистанционное обучение предоставляет возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения. В том числе: время, затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д.», что позволяет намного гибче управлять проводимым обучением.

 Проведение обучения обучающихся, имеющие ограниченные возможности.

 «Доступ к качественному обучению лицам, по тем или иным причинам не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме».

 «Использование современных информационных технологий при дистанционном обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением».

 Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации. Средства новых информационных технологий обеспечивают обучающихся разнообразными современными средствами обучения.

Помимо традиционных учебных пособий и конспектов обучающимся могут предлагаться:

o компьютерные обучающие программы;

o электронные учебные пособия;

o компьютерные системы тестирования и контроля знаний;

o электронные справочники;

o учебные аудио и видеоматериалы;

o информационные материалы.

Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

 Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт концентрированного представления учебной информации и мультидоступа к ней.

 «Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, что обучает и работе с ними».

 «Обучение в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует продуктивному обучению», снятию эмоционального напряжения.

 Возможность выбора учреждения, в котором будет происходить обучение. Оно не обязательно должно располагаться в непосредственной близости от места проживания учащегося.

 «Дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями».

 «Повышение качества образовательного процесса за счёт ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.».

 «Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии».

Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести:

 Отсутствует личное взаимодействие обучающегося с преподавателем и сверстниками. Эту проблему отчасти может решить общение по телефону, скайпу, электронной почте, через социальные сети, но полностью заменить его не может. В связи с этим важно наряду с дистанционными занятиями организовывать и очные.

 Обязательное наличие высокой степени самоорганизации обучающегося, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно.

 Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащённость дома и учебного заведения, предоставляющего данную услугу, что не всегда возможно, особенно в удалённых местах нашей страны.

 Обучение ведётся преимущественно в письменном виде, а обучающихся необходимо учить излагать свои мысли и в устной форме.

 Неготовность участников образовательного процесса, и прежде всего преподавателей, к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное взаимодействие обучающегося и преподавателя имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения, открывает больше возможностей перед обучающимся, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, делает доступным образование для любого человека.

 

Дистанционное обучение в Ставрополе

 

Ждём Вас

 

Центр Образовательных Инноваций, расположен в:

г. Ставрополь, проспект Кулакова, 12б, 3 этаж, офис № 302

или позвонить по телефонам:

+7 903 418 00 73

+7 918 761 82 41

 

 

 


>