Новеллы в законодательстве о закупках

25.01.2017

В апреле 2013 года был принят федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Сразу после принятия Закона №44-ФЗ был определен переходный период необходимый для адаптации субъектов, участников торгов,  закон подвергался корректировки более 20 раз. С 01.01.2017г. целый ряд новых положений Закона №44-ФЗ вступили в силу.

Основные изменения коснулись планирования закупок.

В соответствии с законом – заказчики составляли планы закупок на основании которых разрабатывали планы-графики. Этот документ являлся основанием для осуществления закупок и включал: товары, работы и услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд на весь финансовый год. В соответствии ч. 2 ст. 72 бюджетного кодекса РФ предполагалась оплата в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исполнением случаев установленных ч. 3 данной статьи.

С 01.01.2017 в силу вступила ч. 11. ст. 21 Закона №44-ФЗ в соответствии с которой заказчики осуществляют закупки согласно планом-графиком. Закупки, не предусмотренные в них осуществляться не должны.

Правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных спортивных организаций, а также требования к его форме содержатся в постановлении Правительства РФ от 05.06.2015 № 553. Для муниципальных организаций и организаций субъекта РФ требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика содержатся в постановлении Правительства РФ от 05.06.2015 № 554.

Правила размещения плана-графика в единой информационной системе (ЕИС) определены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168.

В ст. 7.30 КоАП РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 318 ФЗ[1] была дополнена ч. 1.5 и 1.6, которыми предусмотрен штраф для должностных лиц в размере 30 000 руб. за размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  • ранее 10 календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки;
  • если информация о такой закупке не включена в план-график.

Всем субъектам необходимо своевременно корректировать планы-графики закупок товаров, работ и услуг, во избежание нарушения плана-графика.

Согласно ч. 4 ст. 23 Закона № 44 ФЗ с 2017 года у заказчика появилась обязанность указывать наименование объекта закупки при ее планировании и осуществлении в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 6 данной статьи порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ. Но пока соответствующего нормативного акта нет. Следовательно, необходимо тщательно подбирать каталоги и определять ОКПД, чтобы ОКПД соответствовал наименованию товаров, работ, услуг.

Важнейшим разделом Закона 44-ФЗ является общественное обсуждение закупок.

До 01.01.2017 обсуждение закупок осуществлялось, когда начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышала 1 млрд руб. Порядок общественного обсуждения был утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2015 № 795 и действует до 31.12.2016.

С 01.01.2017 нужно будет применять Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 835, которым определены случаи и порядок проведения общественного обсуждения.

Согласно ст. 20 Закона №44-ФЗ по новым правилам обсуждение должно проводиться при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд руб., с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Исключением являются случаи осуществления закупок:

  • с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • в рамках государственного оборонного заказа;
  • путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения на основании ч. 4 ст. 71 Закона № 44 ФЗ без изменения объекта закупки), запроса предложений;
  • путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 82 Закона № 44 ФЗ.

Обязательное общественное обсуждение проводится на сайте ЕИС в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок», а также в виде очных публичных слушаний. Оно начинается с даты размещения в системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком.

По результатам обязательного общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены (ч. 3 ст. 20 Закона № 44 ФЗ).

Помните, что согласно ст. 20 Закона №44-ФЗ общественное обсуждение является обязательным. Закупки невозможны без проведения обсуждения.

В начальный период действия закона 44-ФЗ была запущена ЕИС и определены правила ее функционирования. Она обеспечивала формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок.

С 01.01.2017 ЕИС расширяла свои функции. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 44 ФЗ она позволяет осуществлять контроль за соответствием:

  • информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
  • информации, включенной в планы-графики закупок (далее также – планы-графики), информации, содержащейся в планах закупок;
  • информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
  • информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
  • условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта.

Спортивные организации, зарегистрированные на официальном сайте для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, должны зарегистрироваться в ЕИС в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 27н, то есть пройти перерегистрацию.

В соответствии с Законом №44-ФЗ с 2017 года вводится обязанность указывать в извещении о закупке, реестре контрактов и реестре недобросовестных поставщиков идентификационного кода закупки (п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона № 44 ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 23 Закона № 44 ФЗ идентификационный код закупки указывается:

  • в плане закупок и плане-графике;
  • в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом;
  • в документации о закупке;
  • в контракте;
  • в иных документах, предусмотренных Законом № 44 ФЗ.

Ч. 2 ст. 97 Закона № 44 ФЗ предполагает мониторинг закупок. Он осуществляется с целью обеспечения обоснованности закупок соответствия целям заложенным в планах. Закон дает определение мониторинга, как системы наблюдения в сфере закупок, осуществляет на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок.

Целью комплекса этих действий является оценка эффективности государственных и муниципальных нужд.

ЕИС размещает аналитические отчеты за квартал в которых содержится систематизированная информация. В Правительстве РФ на их основе представляется отчет.

Законом № 44 ФЗ установлено, что Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль в пределах своих полномочий. С 01.01.2017 названные органы смогут контролировать:

1) соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

2) соответствие информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

  • в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
  • в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
  • в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
  • в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.

Порядок осуществления контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона № 44 ФЗ, в том числе порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, установлены Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367. Оно также вступает в силу с 01.01.2017.

В данной статье рассмотрены лишь некоторые новеллы Закона 44-ФЗ, вступившие в силу с 01.01.2017 года.


>