О профессиональных стандартах

28.11.2016

Стагнация экономики в России вызвана множеством факторов, важнейшим среди которых является снижение уровня квалификационной подготовки специалистов.

Реформы образования не принесли нужного результата, а в некоторых случаях только усугубили уровень подготовки специалистов. Такой результат был следствием того, что разработанные учебные программы не учитывали реальность рынка и не предполагали изучения реального сектора экономики.

В целях повышения уровня квалификации, а значит и производительности труда, разработали и утвердили профессиональные стандарты, в которых перечислены трудовые функции в зависимости от занимаемой должности и требования к ней. В связи с этим были внесены поправки в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», после чего применение профессиональных стандартов стало обязательным для большинства категорий работников, а в ТК РФ появилась отдельная статья, регламентирующая порядок их применения – ст. 195.3.

Возглавил работу Национальный совет при президенте Российской Федерации

по профессиональным квалификациям, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249.

Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин.

Основной задачей национального совета является координация работы, которая направлена на повышение качества профессионального образования. Национальный совет утвердил создание Советов по профессиональным квалификациям, созданные на базе профессиональных объединений по отраслям, которых на данный момент создано 29. Данные советы разрабатывают и утверждают профессиональные стандарты с учетом нынешних потребностей рынка.

После этого был разработан и подписан Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», который вступает в силу с 01.01.2017. Данной федеральный закон установил правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определил правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

Таким образом, все работники должны получить подтверждение своей квалификации, путем сдачи профессионального экзамена, и только после этого приступить к выполнению работы. А значит появилась возможность регулировать процессы обеспечения экономики страны квалифицированными кадрами.

Несоблюдение требования о применении профессиональных стандартов может повлечь за собой административную ответственность юридического лица в виде штрафа до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Складывающаяся судебная практика такова, что работодатель может быть привлечен к ответственности за каждое отдельно взятое нарушение (Постановление ВС РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-12). Если же при этом обнаружено несоответствие трудовых договоров требованиям закона (профстандарта), то работодателю также может грозить штраф до 100 тыс. руб. (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ). Это касается всех действующих трудовых договоров с работниками, включая оформленные до 1 июля 2016 года.

Для решения данного вопроса созданы организации, уполномоченные системой оценки квалификаций осуществлять оценку квалификаций и выдавать квалификационные сертификаты. Это центры оценки квалификации (ЦОК).

С их помощью на российском рынке труда должна сформироваться объективная и прозрачная процедура добровольной оценки квалификаций граждан, которая гарантированно подтвердит квалификацию специалиста установленным требованиям, правилам и стандартам.

Помимо проведения оценки квалификации ЦОК сегодня участвуют в разработке организационно-методического обеспечения процедур оценки квалификаций, в создании и развитии информационной инфраструктуры этого процесса.

Общая политика Центра направлена на:

  • повышение профессиональной мобильности работников;
  • создание условий для участия работников в непрерывном образовании;
  • усиление роли профессиональных сообществ в развитии профессиональных квалификаций;
  • повышение конкурентоспособности на рынке труда лиц, прошедших независимую оценку квалификации.

Функции ЦОК:

  • предоставление соискателям необходимой информации о правилах и процедурах независимой оценки квалификации;
  • организация и проведение в соответствии с руководящими и методическими документами СПК независимой оценки квалификаций на соответствие требованиям профессиональных стандартов;
  • формирование сведений о результатах оценки квалификаций и передача их в СПК для обработки, экспертизы, анализа и внесения в Федеральный реестр и осуществления мониторинга деятельности ЦОК;
  • оформление и выдача соискателю заключения квалификационной комиссии и, в случае успешного прохождения оценки квалификации, свидетельства о профессиональной квалификации.

Реестр данных центров, а также реестр выданных удостоверений о квалификации ведет Национальное Агентство Развития Квалификаций.

Таким образом, в ближайшее время, нашу страну ждет кардинальные изменения в профессиональной среде. Для работодателей, появится возможность проверить знания своих сотрудников, либо же брать на работу специалистов с уже подтвержденной квалификацией, что повысит производительность деятельности предприятия в целом, а значит и экономики региона, страны. А для обычных работников, наличие удостоверения о квалификации, даст безусловное конкурентное преимущество.


>